Итоги развития системы образования
Главная > Образование > Итоги развития системы образования
Итоги
развития системы образования в Змеиногорском районе за 2015 год
В 2015 году стратегические цели и задачи системы образования Змеиногорского района определялись в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Наблюдается устойчивая тенденция роста качественных показателей функционирования системы образования Змеиногорского района: положительная динамика результатов государственной итоговой аттестации, успеваемости и качества знаний обучающихся.
Основные направления развития системы образования Змеиногорского района в 2015 году были отражены в муниципальной программе «Развитие образования в Змеиногорском районе» на 2015-2020 годы, главная цель которой - обеспечение условий для модернизации районной системы образования и удовлетворения потребностей граждан в доступном и качественном образовании.
По результатам независимой оценки качества образования, проводимой в 2015 году, в число 100 лучших дошкольных и общеобразовательных образовательных организаций Алтайского края вошли 9 детских садов и 7 школ Змеиногорского района.
По результатам муниципального рейтинга школ по различным направлениям их деятельности при участии Общественного совета по развитию образования в Змеиногорском районе 1 место заняла Змеиногорская школа с углубленным изучением отдельных предметов, вторая – Змеиногорская школа №3, третья - Саввушинская школа.
Системные преобразования происходят в дошкольном, общем, дополнительном образовании, а также в сфере информатизации и кадровой политике.
Учреждений дошкольного образования в районе -14, их посещают 912 детей. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет охвачены дошкольным образованием.
Дошкольное образование в соответствии с новым законом об образовании является ступенью общего, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в дошкольном образовании внедряется в тесном взаимодействии с учителями начальных классов, с учетом нового ФГОС начальной школы.
Введена единая электронная очередь в детские сады. Это удобная и прозрачная форма учета. Родители могут самостоятельно осуществить постановку ребенка на очередь и отслеживать её через сеть Интернет.
Хочется отметить высокий профессионализм педагогов дошкольного образования, активность их участия в конкурсах и мероприятиях различного уровня.
Победителем конкурса «Детский сад Алтая – 2015» признан «Змеиногорский детский сад «Улыбка», который по итогам краевого конкурса стал победителем в номинации «Лучший детский сад поддержки и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».
2-е место на краевом этапе конкурса «Воспитатель Алтая-2015» занял педагог-психолог «Змеиногорского детского сада «Березка» Белоусова Эльвира Валентиновна.
На краевом конкурсе фольклорного мастерства детей дошкольного возраста «Солнцеворот-2015» победителем стал музыкальный коллектив «Казачки» Змеиногорского детского сада «Улыбка» (музыкальный руководитель Карпова Светлана Ивановна).
В прошедшем учебном году Змеиногорский район, который представляли педагоги: Реброва Светлана Петровна, Евсеева Татьяна Александровна, Белоусова Эльвира Валентиновна одержал победу в окружном фестивале инновационных идей.
На 16 международном симпозиуме по теме «Привлечение детей к выявлению, сохранению и популяризации культурного наследия», состоявшемся в апреле 2015 года сертификаты получили Реброва Светлана Петровна, заведующий и Тугунова Светлана Ивановна, старший воспитатель Змеиногорского детского сада «Улыбка».
На краевом конкурсе детей дошкольного возраста «Юный исследователь» с исследовательской работой по теме «Мой милый сердцу городок» победила Алена Чекмарева, воспитанница Змеиногорского детского сада «Улыбка» (научный руководитель Чекмарева Олеся Викторовна).
Можно с уверенностью сказать, что внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дало новые возможности для развития системы дошкольного образования, и у нас для этого есть все необходимое: условия, ресурсы, квалифицированные кадры.
Системные преобразования в общем образовании происходят с 2006 года. За это время были реализованы три проекта модернизации образования.
Сегодня в районе функционируют 13 общеобразовательных школы, 5 филиалов: 4 филиала - начальные школы, 1 филиал – основная школа.
Реструктуризация образовательной сети должна создать более благоприятные условия для реализации ФГОС, внеурочной деятельности, эффективного использования всех ресурсов, перехода на односменную работу школ.
Система общего образования насчитывает 224 педагогических и 20 руководящих работников (в 2014 году- 234 педагогов). На 1 сентября 2015 года в школах района обучается 2292 ученика, что на 75 учащихся больше, чем в предыдущем году.
Реализация проектов модернизации в общем образовании позволила улучшить материально-техническую базу учреждений образования, выполнить капитальный ремонт в 6 школах, оснастить все учреждения современными интерактивными образовательными ресурсами.
В 2015 году участником федеральной программы «Доступная среда» стала Змеиногорская школа №3. С целью создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015 году планируется всего освоить 1 млн. 646 тыс. руб., из них 494 тыс. руб -средств местного бюджета.
В течение 2015 года на ремонтные работы образовательных учреждений выделено более 2 млн. рублей.
В августе 2015 года начаты работы по устройству шатровой кровли МБОУ «Змеиногорская СОШ №1». В 2015 году было освоено 3 млн. рублей средств местного бюджета.
Учащиеся 1-4 классов обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, с 1 сентября 2015 года по ФГОС основного общего образования обучаются учащиеся 5-х классов, в пилотном режиме - учащиеся 6,7 классов Змеиногорской школы с углубленным изучением отдельных предметов».
В прошедшем году в пилотном режиме осуществлялась апробация профессионального стандарта «Педагог» на базе Барановской и Змеиногорской школы №1.
В районе сформирован инновационный фонд, который распределяется учреждениям и педагогам, занимающимся инновационной деятельностью.
Размер средств инновационного фонда, выделенного району в 2015 году выше, чем в предыдущие годы. В 2015 году 5 учреждений по результатам конкурсного отбора вошли в реестр инновационной инфраструктуры Алтайского края: МБОУ «Змеиногорская СОШ с УИОП», МБОУ «Змеиногорская СОШ №1», МБОУ «Саввушинская СОШ», МБДОУ Барановский детский сад «Солнышко», МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи».
В 2015 году прошел очередной муниципальный этап ежегодного конкурса «Учитель года Алтая» - 2015, победителем которого стала Ключникова Надежда Владимировна, учитель начальных классов Таловской школы, Чекмарева Олеся Викторовна, учитель Змеиногорской школы №1 представляла район на краевом конкурсе в номинации «Педагогический дебют».
Традиционно участие педагогов района в конкурсах регионального и федерального уровня:
В 2015 году в конкурсе на получение премии Администрации Алтайского края участвовали 3 педагога.
В конкурсе имени Степана Павловича Титова участвовала Мумлева Надежда Павловна, бывший учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея Никольской школы.
В конкурсе лучших учителей РФ участвовал 1 педагог района Маслова Нина Георгиевна из Саввушинской школы.
К основным показателям функционирования системы образования района относятся результаты учебной деятельности.
В прошедшем учебном году в 14 общеобразовательных учреждениях района обучались 2217 учащихся. Качество знаний в этом году повысилось на 2 % и составило в среднем по району 52%, успеваемость повысилась (на 0,35%) и составила 99,3%.
Результаты прохождения ОГЭ в 2015 году выше, чем в 2014; средний балл по русскому языку -28,8 вырос на 2 балла, по математике – 14,82 -на 3.
Аттестат об основном общем образовании получили 199 человек, 18 из них (9%) получили аттестат с отличием.
Аттестат о среднем общем образовании получили 85 выпускников, одна выпускница, обучающаяся заочно, не была допущена до итоговой аттестации. Один выпускник получил справку об окончании школы, так как не набрал необходимого количества баллов по математике и русскому языку.
Медалью «За особые успехи в учении» были награждены 25 выпускников, проявивших способности и трудолюбие в учении.
Анализ результатов экзаменов в форме ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации позволяет сделать следующие выводы:
- средний балл выпускников района по математике (базовой и профильной), физике, химии, биологии, истории, обществознанию и литературе выше средних показателей по Алтайскому краю;
- в Савушинской школе и Змеиногорской школе №3 по 7-ми предметам результаты ЕГЭ выше средних краевых показателей.
Результаты ЕГЭ позволяют сделать следующие выводы:
Средний балл по русскому языку стабильно повышается по сравнению с прошлыми годами, но он ненамного, но ниже краевого. Средний балл по предметам по выбору вырос по сравнению с прошлым годом почти по всем предметам, (кроме математики на профильном уровне и английского языка).
По итогам сдачи ЕГЭ в 2015 году 5 выпускников, которые набрали от 90 до 98 баллов по предмету.
Одним из показателей качества образования является наличие победителей и призеров этапов всероссийской олимпиады школьников.
В региональном этапе олимпиады приняли участие 22 ученика Змеиногорского района по 9-ти предметам. Ученица Саввушинской школы Сенникова Елена стала победителем краевой олимпиады по искусству и МХК и призером по обществознанию. Егорова Виктория ученица этой же школы - призером по обществознанию. Эти ученицы стали участниками заключительного этапа олимпиады по обществознанию в городе Москва.
Учителя, подготовившие победителей и призеров регионального этапа олимпиады– Сапронова Светлана Александровна, учитель искусства и МХК и Маслова Нина Георгиевна, учитель обществознания Саввушинской школы, учащиеся которой участвовали во всероссийском этапе олимпиады.
Включение одаренных детей в исследовательскую проектную деятельность осуществляется, в первую очередь, в рамках программы «Будущее Алтая», основным мероприятием которой является открытая краевая научно-практическая конференция для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая». Пятеро из 11 участников краевой конференции «Будущее Алтая» отмечены различными грамотами и похвальными листами.
Решение многих важнейших задач невозможно без развития информатизации образования. На сегодняшний день один из основных показателей материально-технической базы информатизации образования – количество учащихся на один компьютер - он составляет 5,75 (в 2013 – 5,8), вместе с тем 10% компьютерной техники морально устарело и требует замены. Школы нашего района имеют в своём распоряжении более 36 интерактивных досок, 160 (ста шестидесяти) мультимедийных проектора.
Количество пользователей, посетивших систему АИС «Сетевой Город. Образование» за прошедший учебный год составляет более 19 тысяч человек. Из данного количества родители посетили систему более 800 (восьмисот) раз. Ученики -7000 раз.
Доля общеобразовательных учреждений, обеспечивающих ведение электронного журнала и дневника в системе «Сетевой край. Образование» в 2015 году составила 96%, что на 3 % больше, чем в 2014. (2014 год- 92,8%).
Ведется постоянный мониторинг соответствия сайтов всех образовательных организаций действующему законодательству.
Все активнее процесс модернизации образования охватывает дополнительное образование детей и подростков. Разработана и приняты федеральные Концепция и план развития дополнительного образования.
Для обеспечения соответствия уровня заработной платы педагогов конкретным результатам работы в 2015 году осуществлен переход на новую систему оплаты труда в дополнительном образовании.
В 2015 году количество детей, охваченных услугами дополнительного образования– 815, что на 96 больше, чем в предыдущем году. Это стало возможным благодаря размещению здания Дворца творчества детей и молодежи в г. Змеиногорске, что улучшило условия для занятий детей в объединениях дополнительного образования. Решение проблемы оформления правоустанавливающих документов позволит обеспечить дальнейшее развитие дополнительного образования в г. Змеиногорске.
25 школьников стали победителями краевых конкурсов разной направленности.
Активное участие в конкурсах принимали учащиеся Барановской, Саввушинской, Карамышевской школ, Змеиногорской школы № 1, №3, с углубленным изучением отдельных предметов, Черепановской школы, воспитанники ДЮЦ.
За учебный год было подготовлено и проведено более 200 мероприятий районного, краевого, межрайонного уровня, разной направленности, в них приняли участие более двух тысяч семисот (2700) человек.
В течение 2015 года педагогами дополнительного образования проведено около 10 мастер-классов на различных уровнях.
Педагоги участвуют в профессиональных конкурсах различного уровня («Сердце отдаю детям», «Краевой конкурс методических разработок по развитию технического творчества детей, обучающихся в образовательных учреждениях края», «Методический марафон»).
1место в муниципальном конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» заняла Олейник Елена Владимировна из Никольской школы.
Педагогами Дворца творчества детей и молодежи полностью реализован грант «Образование. Взгляд в будущее» и социальный проект «Тандем- забудь про одиночество».
Педагоги и обучающиеся приняли активное участие в краевых конкурсах:
«Рождественская звезда» (конкурс декоративно-прикладного творчества);
«Вдохновение» (конкурс литературных работ);
«Сибириада» (конкурс декоративно прикладного и изобразительного искусства);
«Ростки талантов» (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
Конкурс-фестиваль патриотической песни «Пою мое Отечество»;
Конкурс юных модельеров «Мода и время»;
Конкурс детско-юношеского тематического творчества «Пожарная ярмарка -2015».)
На базе Дворца творчества прошли: окружной этап краевого конкурса «Ростки талантов», открытое первенство Алтайского края по спортивному туризму (авто-мотодистанции).
Высокие результаты на районном фестивале детского творчества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы в России показали коллективы:
Змеиногорской школы №1- Гран при конкурса
1место- у Барановской и Никольской школы;
2место- у Таловской и Октябрьской;
3место- у Гальцовской и Карамышевской школы.
Грамотой за лучшую литературную композицию отмечена Змеиногорская школа №3.
В туристическом слете педагогических работников Змеиногорского района активное участие приняли команды Беспаловской, Змеиногорской школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы №3, Никольской школы.
Волонтерское – (добровольческое) объединение «Добрая воля» образовалось в 2010 году и существует пятый год. В состав входят 10 объединений (по школам района) с охватом 250 человек в возрасте от 14 до 18 лет, из них 34 человека с универсальными номерами.
Волонтеры приняли активное участие в многочисленных акциях и мероприятиях, в том числе в мероприятиях Всероссийского волонтерского корпуса 70-летия Победы.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае» на 2011-2015 годы в районе прошел месячник военно-патриотического воспитания. Военно-патриотические клубы (Карамышевской школы «Отечество», «Орион» ДЮЦ на базе Барановской школы), а так же объединения дополнительного образования патриотической направленности способствуют формированию гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения, готовность к защите Отечества.
В Змеиногорском районе функционирует детская организация «Единство», которая включает в себя 14 первичных организаций и объединяет учащихся 2-11 классов. Она играет большую роль в создании условий для самореализации учащихся, их адаптации в социальной среде.
В целях привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, а так же повышения двигательной активности школьников в Змеиногорском районе остается традиционным проведение спартакиады школьников района. Неоценимую помощь в организации и проведении спартакиады оказывают руководители общеобразовательных учреждений, учителя физической культуры.
Результаты проведения спартакиады:
МБОУ «Змеиногорская СОШ №1» Серебрякова Татьяна Юрьевна
1 место
МБОУ «Змеиногорская СОШ №3» Бортникова Людмила Леонидовна 2 место
МБОУ «Змеиногорская СОШ С УИОП» Аксенов Владимир Васильевич 3 место
Неотъемлемой частью воспитательной работы является летняя оздоровительная кампания, в рамках которой была организована работа детского лагеря «Чайка», пришкольных оздоровительных лагерей, двух палаточных лагерей.
Оздоровительный лагерь «Чайка» принял на отдых за 2 оздоровительные смены 206 детей, в том числе 119 школьников Змеиногорского района.
На базе 14 школ района была организована работа оздоровительных лагерей с дневным пребыванием, в которых отдохнуло 617 детей за счет средств муниципального бюджета (В 2014 году - 672чел. за счет средств федерального и местного бюджета).
Были открыты 2 туристических палаточных лагеря («Беркут», туристический слет), в которых отдохнуло 322 ребенка школьного возраста.
В однодневных и многодневных походах побывали 674 школьника.
В рамках проведения летней кампании, традиционным стала организация профильной смены «Новое поколение» на базе лагеря «Чайка» где проходит учеба детского актива. В 2015 году на смене присутствовали представители 9 детских организаций школ района. Традиционно, во время смены, прошел районный конкурс «Вожатый года- 2015», победителем которого стала Наскова Наталья Георгиевна из Барановской школы.
Шестьдесят пять (65) учащихся района приняли участие в краевых профильных сменах (Международная летняя детская деревня, «Я-Гражданин России», «Детство. Здоровье. Талант.», краевой слет «Юный геолог», Одаренные дети Алтая, «Безопасное колесо», Дельфийские игры)
Общая занятость летним оздоровлением составила 87% от общего количества школьников 1-10 классов, что выше краевого показателя (65%).
В 2015 году 150 детей из 12 школ работали в трудовых отрядах, особенное внимание в которых уделялось организации помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, экологическим акциям, благоустройству сел и города Змеиногорска.
Всего общая занятость летним оздоровлением, трудом и отдыхом составила 95% школьников 1-10 классов.
На оздоровительную кампанию 2015 года из средств краевого бюджета поступило 946581 тыс. руб. Из местного бюджета – 2 млн. 181 тыс.539 руб., что на 906 тыс. рублей больше, чем в 2014 году.
Направление работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних остается приоритетным и требует концентрации и объединения усилий всех органов и учреждений системы профилактики.
В рамках реализации муниципальных программ, планов работы с подростками и молодежью, осуществляются мероприятия по профилактике правонарушений несовершеннолетних, учредительный контроль, контроль занятости подростков, состоящих на всех видах учета во внеурочное время, а также в каникулярный период; проводятся месячники здорового образа жизни, патриотического воспитания молодежи, молодого избирателя, месячники Правовой помощи детям; организуется участие в многочисленных межведомственных акциях: («Вернем детей в школу», «Соберем детей в школу», «Повторник», «Подросток», «Малыш», профилактических акций «Лагерь – территория здоровья», «Я выбираю здоровье», «Спорт- альтернатива пагубным привычкам» и т.д. )
В образовательных учреждениях работают Советы профилактики. За каждым подростком, состоящим на учете, закреплен педагог- наставник, который оказывает ему необходимую помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации. Охват полезной занятостью подростков, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в течение летнего периода 2015 года составил 100%.
Образовательные учреждения района обеспечивают работу по разработке и реализации усовершенствованных межведомственных индивидуальных программ реабилитации состоящих на учете в КДН и ЗП подростков.
Активизация профилактической работы общеобразовательных учреждений, выполнение межведомственных индивидуальных программ реабилитации подростков привела к положительным результатам: По сравнению с 2014 годом в 2015 году произошло снижение количества совершенных преступлений несовершеннолетними (в 2014 - 29 преступлений, в 2015 - 6).
Число лиц, лишенных родительских прав остается стабильным: 2013 – 13 (детей -16), 2014 -6(8 детей), 2015 -8(9 детей).
Сегодня в замещающих семьях проживают 131 ребенок, оставшихся без попечения родителей, из них в семьях опекунов – 88, в семьях усыновителей – 28, в приемных семьях – 15. 76 детей получают государственную поддержку в форме ежемесячного денежного пособия в размере 8652 руб. (для сравнения -в 2014 -7701 руб.). В течение 2015 года поставлены на очередь для получения жилья 11 детей –сирот (в прошедшем году -13).
Значительная работа предстоит органам опеки и попечительства: реорганизуются детские дома и необходимо на 30% сократить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в федеральном банке.
Реализация молодежной политики в районе осуществляется в рамках муниципальной программы «Молодежь Змеиногорского района» на 2015-2020 годы.
Благодаря реализации муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Змеиногорском районе» на 2015-2020 годы в 2015 году одна молодая семья получила сертификат на строительство жилья.
Ежегодно делегация Змеиногорского района принимает участие в международном молодежном управленческом форуме «АТР. Алтай. Точки Роста». В 2015 году представитель нашего района Глазатова Анна Руслановна была приглашена для работы на форуме в качестве администратора образовательной площадки и показала высокий уровень профессиональной компетентности. С целью поддержки молодежного предпринимательства и содействия занятости молодежи в состав делегации были включены молодые предприниматели Анненков Виталий Николаевич и Лейман Роман Александрович. На форуме они получили бесценный опыт и идеи для дальнейшего развития своего бизнеса.
На территории Змеиногорского района осуществляет свою деятельность совещательный орган по вопросам молодежной политики Молодежный Парламент Змеиногорского района. По инициативе Молодежного Парламента в 2015 году впервые в Змеиногорском районе был организован автопробег «Спасибо деду за Победу!» и снят фильм на основе воспоминаний Ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Совместно с Молодежным Парламентом Алтайского края был реализован проект «Юристы-населению», в рамках которого была организована правовая школа для учащихся района, а так же оказывалась бесплатная юридическая помощь населению. По инициативе Молодежного Парламента состоялся «Фестиваль красок», посвященный Дню российской молодежи. Молодые парламентарии активно включились в организацию и проведение мероприятий, посвященных 90-летию образования Змеиногорского района.
Представленный анализ состояния системы и перспектив развития системы образования Змеиногорского района за 2015 год позволяет сделать вывод о стабильном функционировании и поступательном развитии муниципальной системы образования. Приоритетным направлением работы в 2016 году является выполнение Указов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию показателей плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отрасли «Образование», направленные на повышение эффективности образования и науки». Достижение целевых ориентиров, стоящих перед системой образования Змеиногорского района, будет осуществляться на основе муниципальной программы «Развитие образования в Змеиногорском районе» на 2015–2020 годы.
Основные направления деятельности в 2016 году:
• обеспечение доступности дошкольного образования;
• создание условий для реализации ФГОС дошкольного, начального и общего образования;
• подготовка к внедрению ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе повышение квалификации педагогов в области обучения детей с ОВЗ;
• активизация работы по обеспечению эффективной работы базовых психологических кабинетов, организации психолого-педагогической, медико-социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
• реализация концепции дополнительного образования детей;
• повышение качества результатов образования на разных уровнях, обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития общества и экономики;
• реализация модели повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников;
• внедрение профессионального стандарта педагога;
• активизация сетевого взаимодействия, организация обмена лучшими практиками по управленческой деятельности, совершенствование дистанционного образования;
• выполнение плана реструктуризации образовательной сети Змеиногорского района;
• комплексное решение кадровых вопросов.
Задачи начального общего образования в следующем году:
- изучение полученных результатов внедрения ФГОС в начальных классах принятие необходимых корректирующих мер;
- совершенствование системы оценки достижений учащихся;
- повышение эффективности внеурочной деятельности.
В общем образовании:
внедрение нового УМК по отечественной истории;
выделение в отдельные предметные области русского языка и литературы;
внесение изменений в государственную итоговую аттестацию (количество обязательных экзаменов в основной школе увеличится до 4-х);
внедрение системы НИКО (национальные исследования качества образования). С 2016 года в четвертых классах - всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. С 2017 года - начиная с 1 класса;
-изменение учебников, внедрение электронных версий;
-введение единой системы учета обучающихся по всем образовательным программам;
Основные задачи в дополнительном образовании:
увеличение охвата детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, используя, в том числе дополнительное образование в школьной инфраструктуре;
создание нормативной базы для перехода к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Об итогах развития системы образования Алтайского края
в 2015-2016 учебном году и задачах на новый учебный год
Образование в цифрах и фактах
Всего в Алтайском крае 2375 образовательных организаций, в том числе:
- 924 детских садов (798 дошкольных образовательных организаций, 51 филиал, 75 дошкольных образовательных учреждений функционируют как структурные подразделения общеобразовательных учреждений);
- 1150 школ (1045 общеобразовательных организаций и 105 филиалов);
- 58 учреждения профессионального образования, в том числе 43 подведомственных Главному управлению образования и науки Алтайского края;
- 231 организации дополнительного образования детей всех ведомств (185 сельских), в ведомстве образования 151 организация;
- 12 высших учебных заведений.
Обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
1 сентября 2016 года 100% первоклассников с ограниченными возможностями здоровья приступят к обучению в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В 100% образовательных организаций созданы органы государственно-общественного управления.
100% дошкольных образовательных организаций оснащены минимальным базовым уровнем необходимо оборудования для реализации ФГОС.
100% школ края оснащены базовыми комплектами учебного оборудования для реализации ФГОС начального общего образования.
100% общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в городской и сельской местности подключены к сети Интернет.
98 % опрошенных получателей образовательных услуг удовлетворены качеством деятельности образовательных организаций.
Более 75% педагогических работников имеют высшую и первую квалификационные категории.
65% детей 5-18 лет заняты программами дополнительного образования в общем числе детей этого возраста.
Целевые программы
В настоящий момент в области образования реализуются следующие целевые программы:
Государственная программа Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014–2020 годы;
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы;
Государственная программа Алтайского края «Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае» на 2011–2015 годы;
Государственная программа Алтайского края «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» на 2015–2019 годы;
Государственная программа Алтайского края «Кадры для экономики» на 2015–2020 годы.
Привлечение средств на развитие региональной системы образования
В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы в Алтайский край по итогам конкурсных отборов привлечены средства из федерального бюджета:
на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений, развития школьных информационно-библиотечных центров (БИЦ) и обновления фондов школьных библиотек – 19,4 млн. рублей;
на развитие региональной системы оценки качества общего образования посредством повышения уровня технологического оснащения регионального центра обработки информации и пунктов проведения экзаменов – 20,8 млн. рублей.
Из федерального бюджета получены субсидии на:
реализацию мероприятий по содействию и созданию новых мест в образовательных организациях в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» – 398 млн. рублей;
реализацию Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы» –15,7 млн. рублей;
создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом –45,4 млн. рублей;
организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 126 млн. рублей.
За период реализации указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельных категорий работников (4,5 года) средняя заработная плата педагогических работников увеличилась:
в дошкольном образовании – в 1,7 раза (с 8508 руб. до 14055 руб.);
в общем образовании – в 1,5 раза (с 12093 руб. до 18809 руб.);
в дополнительном образовании детей (с учетом организаций культуры и спорта) – в 2,1 раза (с 7944,0 руб. до 16859 руб.);
в профессиональном образовании (с учетом организаций культуры здравоохранения и спорта) – в 1,9 раза (с 10931 руб. до 20922 руб.);
в сфере защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в 1,6 раза (с 10710 руб. до 17413 руб.).
Кадровый потенциал системы образования
Система общего образования Алтайского края насчитывает более 25 тысяч педагогических и руководящих работников, в том числе более 20,5 тысяч учителей. Доля молодых специалистов на 4% выше доли учителей пенсионного возраста. Ежегодно растет число молодых специалистов, прибывающих в систему образования, так в 2015 году показатель увеличился на 7%. На 1,5% вырос показатель закрепляемости молодых специалистов на местах трудоустройства, в сельской местности на 4,5% и составил 86%. За последние два года наблюдается положительная динамика трудоустройства выпускников профессиональных организаций в дошкольные образовательные организации.
Увеличилась доля воспитателей в возрасте до 35 лет в общей численности воспитателей дошкольных образовательных организаций в 2015 году составила 36%.
В целях формирования системной, комплексной работы, направленной на решение проблемы привлечения в систему образования молодых специалистов, комплектования образовательных организаций педагогическими кадрами реализуется комплексный план мероприятий по привлечению молодых специалистов в муниципальные общеобразовательные организации, муниципальные дошкольные образовательные организации Алтайского края и их закреплению на местах трудоустройства на 2013–2018 годы, осуществляются меры социальной поддержки молодых специалистов.
За последние 10 лет в крае сложился целый комплекс мер социальной поддержки педагогических работников:
ежегодно выделяются средства из краевого бюджета на санаторно-курортное лечение 320 педагогическим работникам;
около 35 тысяч педагогических работников сельских образовательных организаций (в том числе, вышедших на заслуженный отдых) получают компенсационные выплаты расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения;
ежегодно 80 молодых учителей, приступивших к работе в сельских малокомплектных школах получают единовременную выплату из краевого бюджета в размере 100 и 200 тысяч рублей.
В Алтайском крае созданы все условия для профессионального развития и подготовки педагогических кадров в рамках системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по всем актуальным направлениям образовательной политики: внедрение профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, повышение качества предметного образования, реализация предметных концепций.
Сформирована система профессиональных конкурсов педагогических работников:
в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2016–2020 годы осуществляются выплаты денежных премий лучшим учителям в размере 200 тысяч рублей (с 2006 года);
60 лучших педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций поощряются денежной премией в размере 50 тысяч рублей из средств бюджета Алтайского края.
победители конкурса на соискание премии Губернатора Алтайского края имени С.П. Титова получают премию в размере 125 тысяч рублей. За годы существования конкурса премии удостоены 90 сельских учителей-просветителей;
проводятся конкурсы профессионального мастерства «Учитель года Алтая», «Педагогический дебют», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям» и другие.
Информатизация образования
Продолжается развитие единой образовательной информационной среды Алтайского края. Осуществляет свою деятельность КГБОУ «Алтайский краевой информационно-аналитический центр» в качестве ресурсного центра в сфере организационного, аппаратно-техничес